Skip to content

Термокарстовое: c опережением графика и без превышения сметы

Весной 2015 г. компания ЗАО «Тернефтегаз» - совместное предприятие «ТотальЭнерджис» и ОАО «Новатэк» - досрочно ввела в эксплуатацию Термокарстовое газоконденсатное месторождение. 

От принятия окончательного инвестиционного решения до начала добычи прошло всего три с половиной года.

«Мы очень довольны запуском Термокарстового, первого совместного проекта с нашим стратегическим партнером в России ОАО «Новатэк», с которым мы также работаем над проектом «Ямал СПГ»», - прокомментировал Майкл Боррелл, старший вице-президент «ТотальЭнерджис» по Европе и Центральной Азии. – «Проект осуществлен с опережением графика и с затратами ниже запланированного уровня».

 

 

Передовые технологии на службе экономической эффективности и безопасности

Работая над геологической моделью месторождения, геологи и геофизики «ТотальЭнерджис» опирались на богатый опыт концерна и квалифицированную поддержку его исследовательских подразделений. Эта модель легла в основу проекта бурения скважин с протяжёнными горизонтальными участками. Онлайн-навигация позволила пробурить скважину с отходом по горизонтали более 2000 м, дебит которой оказался на 30% выше ожидаемого. На всех эксплуатационных скважинах установлены глубинные датчики контроля параметров.

Рентабельность проекта обусловлена максимальным использованием потенциала добычи жидких углеводородов. Для этого на месторождении предусмотрены турбодетандеры, позволяющие за счет значительного снижения температуры повысить извлечение жидкой фракции из газа.

При строительстве трубопроводов для транспортировки продукции – газа и конденсата – необходимо было пересечь почти весь бассейн реки Таз и ее притоков, всего 99 водных преград. Все переходы через реки выполнялись методом наклонно-направленного бурения, что позволило избежать техногенного воздействия на водные объекты.

Логистика: знание местных условий и компетентное планирование

При обустройстве месторождения и строительстве установки комплексной подготовки газа ЗАО «Тернефтегаз» приходилось решать сложные задачи по организации доставки материалов, оборудования и людей на площадку. В районе Термокарстового месторождения нет готовой инфраструктуры и постоянных дорог; грузы можно доставлять вертолетом (230 км от аэропорта г. Тарко-Сале), в зимний сезон по зимникам, а в сезон навигации на баржах по реке Таз (870 км от устья Таза до Красноселькупа и дальше по небольшой реке Хетыль-Кы, протекающей возле месторождения). Основной объем грузов перевозили по реке или по зимникам; вертолетный транспорт используется только для доставки персонала и продовольствия.

«В наших условиях приходится планировать основной объем закупок и перевозок так, чтобы грузы были готовы к началу навигационного периода, а он зависит от большого количества факторов, таких как время начала ледостава и ледохода, погодных условий, изменения уровней воды в бассейнах рек. К июлю уровень воды в реке Хетыль-Кы может снизиться до нескольких десятков сантиметров – тогда река становится непроходимой для речных судов - а с августа вновь вырасти», рассказывает Сергей Николаевич Будюгин, заместитель главного инженера по логистике и МТО. Короткое «окно» речной навигации делает особенно важным тщательное планирование поставок и бесперебойную работу логистической цепочки.

После выхода месторождения на полную мощность в конце 2015 г. добыча составляет 2.3 млрд. м3 газа и 800 тыс. т конденсата в год.

Наши проекты